Со́ул (от английского soul — «душа») — жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпелс и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации.
Музыка соул стала результатом урбанизации и коммерциализации ритм-н-блюза в 60-е годы. Понятием "соул" стали описывать ряд музыкальных стилей, основанных на R&B. В рамках соула существовало огромное разнообразие направлений: от энергичных броских коллективов "Мотауна" до крепко сколоченного соула Stax/Volt с ведущей ролью духовых. В первой половине 60-х музыка соул оставалась близка к корням R&B. Как бы то ни было, усилиями музыкантов жанр продолжил развитие в нескольких направлениях; как правило, в разных регионах Америки существовали различные варианты соула. В мегаполисах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Чикаго, музыка была сконцентрирована на вокальных аранжировках и аккуратном продакшне. В Детройте лейбл Motown пустил все силы на создание поп-ориентированного саунда, образованного в равной степени из госпела, R&B и рок-н-ролла. На юге музыка стала жёстче и плотнее, с опорой на синкопированные ритмы, глубокий вокал и пронзительные духовые. Все эти стили вместе и образовали соул, который правил в чартах чёрной музыки в 60-е и зачастую попадал в поп-чарты. В конце 60-х соул начал раскалываться на части, и такие исполнители, как Джеймс Браун и Слай Стоун развили направление фанка; другие развивали более лёгкие формы соула. Хотя эта музыка и эволюционировала, она никогда не исчезала. Соул не только вошёл в R&B 70-х, 80-х и 90-х годов: повсеместно находились музыканты, продолжавшие исполнять традиционный соул.