Канун кельтского Нового года Самайн (Samhain) соединяет темную и светлую половины года, связывая между собой Верхний Мир людей и Иной Мир. Собственно слово Samhain буквально означает "конец лета". Традиционно это праздник Мертвых. Смерть занимала в друидическом жизненном цикле более значительное положение, чем Рождение: прежде чем что-то родится на свет и начнет расти, для него должно быть очищено место. Полагалось, что граница между мирами в эти дни наиболее тонка, и потому проход из одного мира в другой осуществляется много легче. Наступало особо благоприятное время для того, чтобы вспомнить и почтить всех тех, кто умер в течение прошедшего года. Все игры, пиры и костры Самайна устраивались в честь ушедших в Иной Мир и посвящались им. Одним из самых главных ритуалов Самайна было разжигание священного огня, непременно "живого", то есть непосредственно в ближайшие часы добытого трением или высеканием. В домах к празднику тщательно прибирали. Все светильники, очаги и костры должны были предварительно быть погашены, вычищены, и разожжены вновь от "огней нужды", которые зажигались в ритуальных центрах и разносились бегунами с факелами. Священное пламя несли к очагам, его обносили вокруг земельных наделов и домов. Факельные шествия вокруг полей и селений – один из самых древних обрядов. Друиды были мастерами огня. Они хранили священный огонь Богов. Возжигание очагов, прежде чем вспыхнет заветное пламя костра, разведенного ими в королевском очаге, угрожало смертной казнью. Подобное требование к "новому" огню существует в большинстве традиций Старой религии. Участие в Королевском застолье Самайна сулило защиту от сил тьмы, зло теряло власть над пирующими. Для ушедших за грань этого Мира оставляли еду и питье. Изобилие трапезы служило заключительным аккордом светлой половины года, затем наступала пора ограничений и экономии зимних запасов. Здесь же проходили обряды жертвоприношений: пламя костра забирало с собой кости домашних животных и рыб, клочки шерсти, все остатки ритуальной трапезы. В основе таких священнодействий лежала не только идея жертвоприношения, но и вера в животворящую силу огня, в магию плодородия. Земле таким образом, возвращали часть дарованного ею урожая, дабы увеличить урожай года грядущего. В Самайн наступал срок уплаты долгов и пора подношения даров. Празднества Самайна продолжаются в течение семи дней с конца октября по 3 ноября по нашему календарю, достигая кульминации в ночь с 31 октября на 1 ноября. Кельты не знали страха перед Смертью, они относились к ней с уважением. Значительно позже в средние века люди стали страшиться мертвых. Чувство неприязни к ритуалам Старой веры прививались особенно усердно, это помогало более глубокой интеграции христианства. В действительности, большинство символов, связанных сегодня с Хэллоуином, будь то вампиры, привидения или прочие сущности, пришли к нам из Средневековья, а вовсе не из мифологии кельтов. В том числе и широко известный Джэк-о-Лантерн, символ Хэллоуина (Самайна), прогоняющий души мертвых. Самайн был адаптирован христианством: два первых ноябрьских дня в католической традиции посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим. Что касается Хэллоуина (Halloween), вечера накануне Дня Всех Святых, то он церковным праздником не является. Зажигайте свечи, украшайте дом и алтарь светильниками в тыквах, проводите ритуалы, встречайте наступление зимы вместе с близкими.
Семь дней порога и безвременья не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, они не принадлежат ни будущему, ни прошлому. По древним преданиям в канун года истончается граница между мирами, "открываются холмы" и на свободу вырываются потусторонние силы, царит дух хаоса. В Самайн (Samhain) проникают в Верхний Мир в эту пору и некие божественные бессмертные создания. Волшебный народ кельтском фольклоре называют Сидами (sidhe — др. ирл.), в германо-скандинавском Эльфами (нем. elf — англ. elf), иногда Фейри (faerie — старофранц.). Вся идея эпоса Ирландии построена на смене рас, поочередно завоевывавших эти территории. Сказания гласят, что легендарное Племя Богини Дану, то есть волшебники Сиды населяли земли нынешних Ирландии, Британии и Франции задолго до Рождества Христова. Искусные маги владели ими вплоть до вторжения предков современных ирландцев. Чудесный народ древнего мира отличался исключительной красотой и незаурядным долголетием. Он прибыл в эти края из неразгаданного края в Северной Атлантике, куда впоследствии по преданию и возвратился. Затем по прошествии времен состоялась битва за обладание землями Ирландии между великолепными Сидами и людьми. Хотя Сиды и обладали могуществом, воинственностью и сверхъестественными способностями, но против ирландцев они оказались в меньшинстве. И тогда маги отступили и перенеслись в параллельный мир, названный по-ирландски их именем "Сид". Эти божественные существа расселились на холмах, в частности, в могильных курганах, а также в пещерах, расщелинах скал и дивных океанских островах. Память о былых властителях живет не только в ирландских сагах. Говорят, что время от времени находятся и вполне реальные артефакты и свидетельства их существования… В наш Мир они наведываются лишь в особое время Самайна, приходя на землю вместе с осенним ненастьем и туманной мглой. Кстати, и в древнегерманских мифах племя полубожественных существ и людей, обладающих подземными сокровищами, носило имя Нибелунгов – "детей тумана" (нем. Nibelunge, др.-исл. Niflungar, Hniflungar).
Ирочка, спасибо тебе за интересную инфу про этот праздник. Потому что сейчас уже остался американизированный вариант и не все знают какие глубокие корни у Хэллоуина)