«Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Maleficarum) — известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, и опубликованный в городе Шпайере в 1486 году.
Своими словами Вообще очень люблю теоритические познавательные книги подобного жанра. Эту же книгу начала читать четыре года назад. Когда меня выписали из больницы, подруга подарила мне эту книгу, встречая возле главного входа. Признаюсь честно, начала читать с конца, с приложений "Средневековые процессы о ведьмах" и "Процессы о колдунах и ведьмах". В книге подробно описывается за что и каким образом пытали девушек и женщин, выбивая из них признания в колдовстве. Помню, меня очень поразил отрывок, где говорилось, что если под пытками девушка признается в колдовстве - казнить, а если нет, значит дьявол дает ей силы противостоять и терьпеть пытки, поэтому тоже казнить. Получалось так, что если за тебя взялись - тебе все равно не жить, чтобы ты ни делала, чтобы не говорила. Пытки были просто ужасны и, можно сказать, креативны и разнообразны. Обвинить могли любую женщину, даже ребенка, и обвинить мог каждый. Жена застукала с любовницей? Не проблема! Заяви во всеуслышанье, что она ведьма и приворожила тебя. У соседей урожай лучше твоего? Обвини в том, что они наслали порчу на твой огород. Поругался с кем-то? Опять обвини в колдовстве! Для инквизиторов доказательства были не нужны, им было достаточно услышать: "Она - ведьма!" и все, колдунью заковывали в цепи и вели в специальную камер пыток выбивать признание, а после на костер. Также запомнился еще один эпизод, где рассказывалось о шестнадцатилетней девушке, которая пережила, выстрадала и перетерпели все пытки. Ее отпустили... пока не выздоровела, а через пять месяцев снова принялись ее пытать. И так было то ли четыре, то ли пять раз подряд, пока она не умерла во время очередной пытки. А терпела она лишь по одной единственной причине: она слишком сильно верила в Бога, а признавшись в колдовстве, она была бы проклята и не смогла бы попасть в рай. Через какое-то время была выпущена еще одна книга, посвященная ведьмовству и инквизиции (прошу прощения не помню писателей и названия), где они словно вопили во весь голос, пытаясь докричаться до невинных женщин и девушек: "Если вас обвинили в колдовстве, признайтесь сразу! Ведь тогда вы сможете избежать всех этих ужасных пыток, так как вас все равно казнят". После этих разделов, я перешла к чтению основной составляющей книги, трем разделам. Рассказывать своими словами здесь сложно, так как повествование идет "вопрос-ответ". Могут ли родиться дети от инкуба/суккуба? Могут ли ведьмы заколдовать человека, сделав так, что тот примет звериный облик (оборотень)? Существует ли колдовство? и прочее, прочее, прочее. В ответах приводятся как доказательства, так и опровержения тех или иных "фактов", подробно раскрывается смысл и теория демонологии. Книга интересная, но не для всех. Написана весьма сложно, на любителя (как Трактат Сататаны. Не могу не привести один из моментов, разговор утки с Сатаной: Всем нам ясно за что Бог изгнал из Эдема Адама и Еву, но почему он изгнал всех остальных? В чем провинились мы, утки, что он тоже выгнал нас?) Хотелось бы еще дополнить, что в отличии от всех остальных мест и стран, среди славянского народа инквизиторство не приняло таких больших масштабов. Это на западе стопками ведьм сжигали, а наш народ, искренне считал ведьм - ведуньями, бабками и знахарками, к которым можно обратиться в трудную минуту за помощью, и поэтому "наши" не сдавали колдуний инквизиторам из-за прихоти или ссоры.
Выписки из интернета "Молот ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. Законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве. Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота - фактически, самый широкий круг чародейств. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было осудить без ее собственного признания.
* ЧАСТЬ I *
О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении. Глава 1. Существует ли колдовство? Глава 2. Действует ли дьявол совместно с колдуном? Глава 3. Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? Глава 4. Какими демонами совершается инкубат и суккубат? Глава 5. Откуда берет начало преумножение чародейств? Глава 6. О ведьмах, предающихся демонам Глава 7. Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть? Глава 8. Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле? Глава 9. Придают ли ведьмы людям облики животных? Глава 10. Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения? Глава 11. О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам. Глава 12. Необходимо ли божье попущение при колдовстве? Глава 13. Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: дьявол, виновник всякого зла, впал в грех. прародители тоже впали, вследствие чего чародеяния ведьм с полным правом допускаются богом Глава 14. Рассматривается ужас колдовства. Весь материал заслуживает того, чтобы им пользовались в проповедях Глава 15. Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников. Глава 16. Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами суеверий. Глава 17. Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов Глава 18. Указание, как надо проповедовать против пяти возражений мирян, которые пытаются доказать, что бог не дает дьяволу и ведьмам власти производить подобные чародеяния
* ЧАСТЬ II *
Вторая часть "молота ведьм" трактует о способах околдования и о том, как таковое можно снять. Она содержит только два главных вопроса, которые, однако, обсуждаются в нескольких главах. Кому колдун не может вредить? Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств? Глава 1. О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия Глава 2. О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм Глава 3. О способе, коим ведьмы переносятся с места на место Глава 4. О способе, коим ведьмы предаются демонам и инкубам Глава 5. Об общем способе, коим ведьмы посредством церковных таинств выполняют свои лиходейства, и о способе, коим они имеют обыкновение задерживать производящую силу и насылать другие лишения на все твари, за исключением небесных тел. Глава 6. О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения. Глава 7. О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена. Глава 8. Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? Глава 9. Как демоны проникают в тела и головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств? Глава 10. О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в обладание. 13. Глава 11. О способах, коими ведьмы могут наслать всякого рода болезни с помощью колдовства. Глава 12. О способе, коим ведьмы насылают другие болезни, и главным образом, на людей. Глава 13. О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демонам. Глава 14. Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот? Глава 15. Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных? Глава 16. О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них - о стрелках из луков. Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения.
* ЧАСТЬ III *
Глава 1. Церковные средства против инкубов и суккубов. Глава 2. Средства врачевания для тех, чья способность к соитию околдована. Глава 3. Средства врачевания для обуреваемых чрезвычайной любовью иди чрезвычайной ненавистью из-за околдования. Глава 4. Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей. Глава 5. Средства врачевания тех, которые стали одержимыми вследствие околдования. Глава 6. Средства врачевания экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать одержимых. Глава 7. Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных. Глава 8. Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола. Часть III Cледует третья часть всего сочинения, рассматривающая способы искоренения или, по крайней мере, наказания ереси подлежащим духовным или светским судом и содержащая тридцать пять вопросов; общий вступительный вопрос предшествует им. Каково продолжение процесса. Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором. Послесловие.